НЕИЗВЕСТНАЯ ЖЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА |
|
||
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
Назад
© Ильина Наталия 1961 Редакция «Крокодила» поручила мне написать рассказ к дню Восьмого марта. Общая установка юмористических рассказов, связанных с этим днем, мне
была ясна: необходимо показать идиотизм мужчин и духовную красоту женщин. В чем
нагляднее всего проявляется идиотизм мужской половины рода человеческого?
Разумеется, в занятиях домашним хозяйством. Поскольку мужчины испокон веков от
этих занятий отлынивали, сваливая их на хрупкие плечи женщин, то никакой
практики тут не имеют. Простенькая задача — сварить, например, суп или подмести
пол,— с которой шутя справляется ребенок женского пола, ставит взрослого
мужчину в тупик. Если в лаборатории или аудитории мужчина вызывает всеобщее
уважение, то стоит поместить его на кухню, как он превращается в беспомощное и
жалкое существо. Итак, кухня — место действия будущего рассказа. Папа варит суп. В голове моей тут же возник сюжет. Отец семейства, черствый эгоист (как
все мужчины!), в день Восьмого марта, однако, одумался. «Вот что, — говорит он,
— сегодня мы с Алешей займемся хозяйством, а ты, мамочка, погуляй!» Мама
изумлена и полна благодарности. Широкими и сочными мазками надо будет
нарисовать вырвавшуюся на свободу маму. Она сначала бежит, затем едет в
автобусе, потом в метро... Во всех видах транспорта мужчины ведут себя
рыцарски. Никто не спит, никто не читает, все вскакивают и уступают места.
(Некоторая лакировка действительности, мне кажется, в рассказе вполне
допустима.) Пахнет мимозами и весной. Разрумянившаяся мама влетает в
парикмахерскую. Там мы маму и оставим. Пора шутить: рассказ-то юмористический.
А мама не предмет шуток. Предмет шуток — папа. Мы застаем его на кухне за чтением поваренной книги: папа задумал сварить
бульон и приготовить цыплят табака. «Алеша! — плачущим голосом говорит папа. —
Тут сказано: перцу по вкусу! Как ты себе это мыслишь?» Алеша ничего не мыслит.
Он занят. Он уже испортил полированную мебель (протер ее, перепутав флаконы,
маминым лосьоном для лица) и теперь принялся за пол. Что именно сделал Алеша с
полом, какой непоправимый ущерб нанес прелестному желтому паркету, это я придумаю
потом. Займемся папой. Заставим его ошпариться кипятком, уронить в кастрюлю
очки, измазаться томатным соусом... На помощь бежит Алеша, хватает утюг (груз
на будущего цыпленка табака), утюг падает в раковину, раковина раскалывается,
тем временем на плите что-то горит; папа хочет уменьшить газ, вспыхивает папина
борода, вот-вот загорятся занавески; и неизвестно, чем бы это кончилось, если
бы не появление мамы. Ее томили дурные предчувствия. Не досидев в парикмахерской, мама взяла
такси и как была (бигуди в волосах) примчалась домой. Доносящиеся из кухни
крики и запах паленого с несомненностью говорят маме о том, что в доме неладно.
Обеда нет, кастрюли сгорели, но мама не теряется. Она достает из холодильника
(его еще не успели вывести из строя) вчерашнюю курицу, варит кашу (рис
рассыпали, а манную — нет), лечит от ожогов папу, умывает Алешу, и все быстро,
споро, с улыбкой, без упреков. Папа и Алеша, притихшие, присмиревшие,
искательно заглядывают маме в лицо. Оба поняли, что значит ее неблагодарный
труд. Это им урок на всю жизнь. Я хотела все это писать, но, не утерпев, рассказала сюжет домашним. Они
закричали хором: «Старо! Папа, оставшись один, варит обед? Было! Читали! Сюжет
использован тысячами авторов!» А сидевшая у нас в гостях старушка прошамкала,
что про папу на кухне печатали, помнится, и дореволюционные журналы. «Но тогда
не было Восьмого марта!» — в отчаянии сказала я. «Папу оставляли на кухне под
другим предлогом!» — стояла на своем старушка. Пришлось от сюжета отказаться. Папа проявляет
внимание. «А что, если, — подумала я, — сделать упор на
эгоизме мужчин?» И в голове сложился новый сюжет. Папа начисто забыл о дне Восьмого марта и ушел из дому, не поздравив маму.
Но необычные условия в транспорте (все уступают места) освежили папину память,
и он в припадке запоздалого раскаяния по дороге на работу покупает мимозы и
билеты в театр. Мимозы слежались в портфеле, но и этот жалкий букет мама
принимает с радостью. Узнав же о билетах, не привыкшая к вниманию мама едва не
прослезилась... Но дальше, конечно, надо сделать так, что ни в какой театр папа
не идет: у него совещание. Мало того. Билеты в театр папа вообще потерял. Хотя
папа уходит и билеты потеряны, концовка должна быть оптимистической. Это
счастье, что мама осталась дома. Дело в том, что Алеша, притихший в соседней
комнате, трудносмываемой краской малюет на стене приветствие маме: она его и
настигает за этим занятием. Уйди мама в театр, стена была бы навеки испорчена. Не успев еще все до конца додумать, я не утерпела и поделилась планом
рассказа с домашними. «Было! — закричали они. — Сто раз! Эгоизм и забывчивость
пап описаны!» Бунт бабушек. «Придется, — думала я уже в тоске, — придется, видно, совсем
отказаться от пап, если они уже настолько использованы...» И тут же меня
осенила счастливая мысль: а что, если сосредоточиться на бабушках? Бабушки — это нынче модно. Помнится, в каком-то журнале я прочитала:
«Только сделавшись бабушкой, вы становитесь женщиной!» Так вот напишем о
бабушках. Их, как известно, стараются запереть в домашней клетке, превратить в
кухарок и нянек. А бабушки рвутся на волю. Об этом и будет рассказ. Семья такая: молодые папа с мамой, трехлетний крошка Алеша и бабушка.
Утром Восьмого марта папа и мама поздравляют бабушку и дарят ей что-нибудь
фланелевое, недорогое. Заранее подученный родителями, крошка Алеша лепечет
стихотворное приветствие. Бабушка тронута, но не сильно. Мудрая старушка знает,
что все это внимание неспроста. Юные родители собираются вечером удрать в
гости, бросив дом и ребенка на бабушку. Но у нее свои планы. Она достает из сундука лучшее платье, бархатную шляпку, прыскается
одеколоном. Эти приготовления тревожат домашних. «Мама, что с тобой?», «Мама,
куда вы?», «Бабуска!» — «В Большой театр, на балет, — спокойно отвечает
бабушка, — оттуда в ресторан. А там — увидим. Быть может, махнем к цыганам». —
«Какие цыгане? Вы в своем уме?» — орет молодой, но уже раздражительный (как все
мужчины) папа. «Но мы вечером уходим! — говорит молодая мама. — А кто же
останется с Алешей?» — «Этого я не знаю»,— холодно отзывается бабушка, пудрясь. Тут надо описать растерянность и ужас молодых родителей. Годами привыкли
к безотказности бабушки, а тут — на тебе! Отказаться от вечера в гостях? Но
молодые родители избалованы и не привыкли ни в чем себе отказывать. Подученный
Алеша рыдает, цепляясь за бабушкин подол. Старушка, однако, непреклонна. Молодые родители бегут к соседям с целью уговорить их бабушку
присмотреть за Алешей. Но и эта бабушка сбежала. Выясняется: налицо заговор
бабушек всего дома. Они решили вместе отпраздновать день Восьмого марта,
вызвали три машины такси и отбыли в Большой театр. Оттуда — в «Прагу». Столы
уже заказаны. В рассказе я опишу пиршество и тосты вырвавшихся на свободу бабушек.
Надо будет также описать осиротевший многоквартирный дом, где молодые родители
вынуждены наконец вплотную заняться домашним хозяйством. Они неумело стирают
пеленки и не тем кормят своих детей. Последние же, плача, зовут бабушек. Этим сюжетом я решила с домашними не делиться. Я боюсь. А вдруг опять
скажут: «Было! Читали!» Как же мне быть тогда? Рассказ-то надо написать. 1961 |
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
© Неизвестная Женская Библиотека, 2010-2025 г.
Библиотека предназначена для чтения текста on-line, при любом копировании ссылка на сайт обязательна info@avtorsha.com |
|